Переговоры между США и Украиной относительно принципов возможного мирного соглашения с Россией, похоже, выходят на финишную прямую. В основе предлагаемой договоренности лежит идея о том, что Украина откажется от территорий на Донбассе в обмен на надежные гарантии безопасности со стороны Соединенных Штатов, которые бы сделали невозможным новое нападение России.

Об этом пишет The New York Times.

Такой подход выглядит понятным, ведь Владимиру Зеленскому нужен весомый аргумент, чтобы оправдать перед народом болезненные уступки. Однако стратегически это может стать фатальной ошибкой по одной простой причине: любые гарантии безопасности, предоставленные Дональдом Трампом, не вызывают доверия. Для реального обеспечения собственной безопасности Киеву стоит требовать не бумажных обещаний, в которые не поверит никто - и прежде всего Владимир Путин, - а конкретных инструментов для самозащиты.

Сомнения относительно готовности Трампа соблюдать гарантии базируются на фактах: несмотря на периодические угрозы, он ни разу не продемонстрировал желания идти на прямую конфронтацию с Россией, тем более военную. Наоборот, в течение последнего года своего президентства он существенно сократил военную и финансовую поддержку Украины, подхватил российские нарративы о виновниках войны и постоянно говорил об экономическом сотрудничестве с РФ. Если он не помогает Украине сейчас, во время прямого вторжения, трудно представить, что он бросит вызов Москве в будущем только из-за формальных обязательств.

В обсуждаемом проекте соглашения условия срабатывания гарантий касаются лишь "значительного, намеренного и длительного" вооруженного нападения. Такие формулировки оставляют Трампу пространство для маневра: он сможет объявить любую новую атаку "незначительной" или "случайной" и отказаться от вмешательства. Его реакция на сентябрьский инцидент с российским дроном в Польше, который он назвал "возможной ошибкой", является ярким примером того, как легко он может уклониться от ответственности.

Учитывая эти реалии, обменивать стратегически важные территории на сомнительные гарантии было бы наивно. Вместо этого Зеленскому стоит сосредоточиться на получении материальных активов, которые реально усилят оборону.

В пакет таких требований должен войти доступ к более чем 200 миллиардам долларов замороженных российских активов, большинство из которых находится в ЕС. Также Киев должен требовать масштабный пакет вооружения: системы Patriot, дальнобойные ракеты, истребители F-16 и артиллерию. Еще одним конкретным элементом, значительно более ценным, чем бумажные гарантии, должно стать возвращение под контроль Украины Запорожской АЭС. Станция могла бы управляться совместно с США, обеспечивая энергией промышленные проекты и генерируя прибыль для восстановления страны.

Зеленский рискует, фокусируясь на эфемерных гарантиях. Пока переговоры продолжаются, ему стоит изменить подход и требовать шагов, которые фактически сдержат российскую агрессию, а не полагаться на пустые обещания Вашингтона.

Также напомним, Зеленский анонсировал 3 международные встречи по гарантиям безопасности.