Контуры устойчивой мирной сделки для Украины становятся яснее.
Как передает "Хвиля", об этом написал колумнист Давид Игнатий для издания The Washington Post.
Он описал, как должен выглядеть мир в Украине: суверенное государство с границами, защищенными международными гарантиями безопасности, которое является частью Европейского Союза и восстанавливает свою экономику благодаря крупным инвестициям из США и Европы.
Несмотря на все жесткие переговорные тактики президента Дональда Трампа и его необъяснимую симпатию к российскому агрессору Владимиру Путину, такая сделка, похоже, приближается. Об этом свидетельствуют разговоры с американскими, украинскими и европейскими чиновниками.
"Трамп все еще может все сорвать, если будет давить на президента Владимира Зеленского и его европейских сторонников настолько сильно, что они решат продолжать борьбу, несмотря на ужасную цену. Это было бы плохо для всех. Сейчас настал момент для Трампа успокоить Украину и Европу, а не пытаться принудить их к соглашению", - говорится в статье.
При этом наклон Трампа в сторону Кремля в Стратегии национальной безопасности, обнародованной Белым домом на прошлой неделе, усложнил переговоры. Он, похоже, хочет занять равноудаленную позицию между демократической Европой и автократической Россией, "чтобы снизить риск конфликта между Россией и европейскими государствами", - говорится в документе. Такая беспристрастность между другом и врагом не имеет ни стратегического, ни морального смысла — и это действительно беспокоит Европу.
Три документа мирного пакета
Несмотря на шаткую основу, мирная инициатива Трампа имеет определенные перспективы. Американские переговорщики Джаред Кушнер и Стив Уиткофф - бизнес-магнаты, а не дипломаты. Но, похоже, они понимают, что лучшая защита для Украины - это сочетание обязательных гарантий безопасности и будущего экономического процветания. И они знают, что пакет провалится, если Владимир Зеленский не сможет продать его храброй, но измученной стране.
"Переговорный пакет включает три документа, рассказал мне украинский чиновник: мирный план, гарантии безопасности и план экономического восстановления. Переговоры далеки от завершения - Украина и европейские сторонники планируют обнародовать совместный набор поправок в среду. Но вот некоторые идеи, которые исследуются, как мне описали на этой неделе американские и украинские чиновники", - отметил Игнатий.
Вступление в ЕС уже в 2027 году
По его словам, Украина присоединится к Европейскому Союзу уже в 2027 году. Это быстрое присоединение беспокоит некоторые государства ЕС. Однако администрация Трампа считает, что сможет преодолеть сопротивление Венгрии, которая была крупнейшим оппонентом Киева в ЕС. Членство будет способствовать торговле и инвестициям.
"Но, пожалуй, самое важное то, что оно заставит Украину контролировать свою пагубную культуру коррупции в государственных предприятиях. По сути, эта война шла о том, сможет ли Украина стать европейской страной. Президент Владимир Путин ненавидит эту идею из-за своей мистической веры в единство России и Украины. Быстрое членство Киева в ЕС выглядит для меня как победа", - пишет автор статьи.
Сына космонавта Каденюка нашли мертвым в Киеве
Зеленский заявил о готовности к выборам через 60 дней: ключевое условие
НБУ выведет из обращения часть денег: какие банкноты подлежат изъятию
Касается всех владельцев карт ПриватБанка: важное уточнение о доступе к Приват24
Гарантии безопасности по образцу НАТО
США предоставят так называемые гарантии безопасности "по типу статьи 5" для защиты Украины в случае нарушения Россией пакта. Украина хочет, чтобы США подписали такое соглашение, а Конгресс его ратифицировал; европейские страны подпишут отдельные гарантии безопасности. Американо-украинская рабочая группа изучает, как будут работать детали - и как быстро Украина и ее союзники смогут отреагировать на любое российское нарушение.
Надежность американских гарантий, возможно, подрывается формулировкой в Стратегии национальной безопасности, которая, кажется, ослабляет альянс НАТО, на котором эти гарантии основаны. Но команда Трампа заверяет, что она привержена продолжению разведывательной поддержки Украины со стороны США, которая является sine qua non безопасности.
Ограничения на армию и суверенитет
Суверенитет Украины будет защищен от любого российского вето. Но переговорщики, похоже, все еще борются с деликатными вопросами, такими как ограничения на украинскую армию. Есть разговоры о повышении начального предложения США по армии в 600 тысяч солдат до 800 тысяч, что примерно соответствует тому, что Украина и так будет иметь после войны. Но Киев отказывается от любого формального конституционного ограничения, которого хочет Россия. Независимо от номинального размера армии, чиновники говорят, что могут быть дополнения, такие как национальная гвардия или другие силы поддержки.
Демилитаризованная зона и обмен территориями
По словам Игнатия, демилитаризованная зона будет установлена вдоль всей линии прекращения огня - от Донецкой области на северо-востоке до городов Запорожье и Херсон на юге. За этой ДМЗ будет более глубокая зона, из которой будет исключено тяжелое вооружение. Эта линия будет тщательно контролироваться, подобно ДМЗ, разделяющей Северную и Южную Корею.
"Обмены землей" - неизбежная часть сделки, но Украина и США все еще торгуются о том, как будут проведены линии. Россия требует, чтобы Украина отдала примерно 25 процентов Донецка, которые она все еще контролирует; команда Трампа утверждает, что Украина, вероятно, потеряет большую часть этого в боях в течение следующих шести месяцев, и должна пойти на уступки сейчас, чтобы избежать потерь.
"Американские переговорщики испробовали различные формулы, чтобы сделать эту уступку более приемлемой для Зеленского. Одна идея заключается в том, что зона вывода будет демилитаризована. Зеленский настаивал в понедельник, что не имеет "законного права" уступать территорию России. Один из способов обойти этот вопрос - корейская модель: по сей день Южная Корея претендует на законное право на весь полуостров, и Северная Корея утверждает то же самое", - подчеркнул Игнатий.
Запорожская АЭС под контролем США
Запорожская атомная электростанция, крупнейшая в Европе, больше не будет под российской оккупацией. Переговорщики обсуждают возможность того, что Соединенные Штаты могут взять на себя управление объектом. Как ни странно это звучит, это привлекает некоторых украинских чиновников, поскольку обеспечит американский «триггер» против российской агрессии.
$400 миллиардов на восстановление
Администрация Трампа будет стремиться способствовать инвестициям и экономическому развитию в Украине. Одним из источников средств будут более 200 миллиардов долларов российских активов, замороженных в Европе. Переговорщики Трампа уже предложили сделать 100 миллиардов долларов из этой суммы доступными для Украины в качестве репараций. Сумма может быть увеличена.
Более надежным двигателем восстановления станут американские инвестиции. Американские чиновники ведут переговоры с Ларри Финком, главным исполнительным директором финансового гиганта BlackRock, о возрождении его плана по Фонду развития Украины, который привлечет 400 миллиардов долларов на реконструкцию. Всемирный банк также будет вовлечен.
"Трамп, конечно, хочет аналогичных инвестиций и инициатив по реконструкции для России. Предпосылка для Кушнера и Уиткоффа, обоих преданных капиталистов, заключается в том, что страны, которые торгуют и процветают, не воюют. Возвышение нацистской Германии в 1930-х годах опровергает этот оптимизм, как и растущая угроза Китая сегодня. Но это все еще разумная формула", - отмечает колумнист.
Главные риски
Игнатий также обратил внимание на то, что вместо того, чтобы пытаться втиснуть Зеленского в сделку, переговорщики Трампа должны работать с европейскими союзниками, чтобы создать пакет гарантий безопасности и экономических стимулов, достаточно привлекательный, чтобы украинцы были готовы проглотить горькую пилюлю отказа от части Донецка, которую Россия не смогла завоевать. Иначе украинцы продолжат борьбу.
Самая большая ошибка, которую может совершить Трамп, - это настаивать, что это сейчас или никогда. Дипломатия так не работает, и хороший бизнес тоже. Как заметил Трамп несколько десятилетий назад: "Худшее, что вы можете сделать в сделке, - это выглядеть отчаянно желающим ее заключить. Это дает другой стороне почувствовать кровь, и тогда вы мертвы".
"Трамп должен заключить разумную сделку, которая продлится. Иначе он может остаться ни с чем, и этот ужасный конфликт может вступить в еще более разрушительную фазу", - добавил автор статьи.
Ранее мы писали, что Трамп дал Зеленскому несколько дней для одобрения мирного плана.