Национальный банк Украины заявил, что пачки долларовых банкнот, которые фигурировали в материалах НАБУ во время операции "Мидас", не могли попасть к клиентам легальным путем. Регулятор напоминает: банки уже почти четыре года работают в условиях жестких валютных ограничений, которые делают невозможной выдачу крупных сумм наличной валюты.

В ответе на журналистский запрос Нацбанк объяснил, что с 24 февраля 2022 года все финансовые учреждения ограничены лимитом – не более 100 тысяч гривен в сутки в пересчете на иностранную валюту. По нынешнему курсу это около 2,38 тысячи долларов. Упакованные стодолларовые банкноты, которые иногда показывают правоохранители во время обысков, содержат значительно большие суммы, а потому не могут быть выданы легально.

Регулятор подчеркивает, что требования в равной степени касаются как граждан, так и бизнеса, а попытки банков обойти ограничения запрещены. Во время проверок НБУ оценивает не только финансовую документацию, но и публичные данные, которые могут указывать на возможные нарушения.
"В случае выявления отклонений мы применяем санкции – вплоть до штрафов в размере 1% уставного капитала и дисквалификации ответственных лиц", – отметили в Нацбанке.

Обыски НАБУ
Обыски НАБУ

Дискуссия вокруг соблюдения валютных правил обострилась после заявлений народного депутата Ярослава Железняка о возможном участии государственного "Сенс банка" в схемах по отмыванию денег во время закупок "Энергоатома". По его словам, на работу банка мог влиять бизнесмен Тимур Миндич, который проходит по расследованию НАБУ.

НБУ подтвердил, что "Сенс банк" был в числе восьми финансовых учреждений, которые ввозили наличную валюту из-за границы. В этот перечень также входили Ощадбанк, Приватбанк, Райффайзен Банк, ПУМБ, Пивденный, Кредобанк и РВС Банк. Однако, по словам регулятора, анализ отчетности не выявил резких скачков в снятии наличной валюты, которые могли бы свидетельствовать о масштабных теневых операциях.

"Аномальных всплесков с валютными снятиями мы не фиксировали", – подчеркнули в Нацбанке.

Также напомним, о квартирах за миллионы и элитных авто: что накупила родня фигурантов "Миндичгейта".