Российская экономика оказалась в худшем состоянии с начала полномасштабного вторжения – Кремль исчерпал денежные резервы и заемные средства, которые финансировали войну, а новые санкции против нефтяного сектора могут спровоцировать банковский кризис уже в следующем году, пишет The Washington Post со ссылкой на западных экономистов и российских чиновников.

"Банковский кризис возможен. Кризис неплатежей возможен. Я не хочу думать о продолжении войны или эскалации", – заявил изданию высокопоставленный российский чиновник на условиях анонимности.

Санкции США против "Роснефти" и "Лукойла", введенные в октябре, заставили Москву продавать нефть Urals по $35 за баррель – вдвое дешевле, чем заложено в бюджете на 2025 год. Нефтегазовые доходы в декабре упадут на 49% по сравнению с прошлым годом, тогда как военные расходы достигли $149 млрд лишь за три квартала, углубляя бюджетный дефицит.

Центробанк РФ поднял ставки до рекордных 21%, пытаясь сдержать инфляцию, но это заморозило инвестиции и спровоцировало волну неплатежей. Кредиты оборонному сектору – свыше $202 млрд, почти четверть всех корпоративных займов – стали "черным озером плохо регулируемого долга внутри банковской системы", по словам Крейга Кеннеди из Гарвардского университета.

Кремлевский Центр макроэкономического анализа предупреждает о возможном системном банковском кризисе к октябрю, если проблемные кредиты продолжат расти, а вкладчики начнут выводить деньги. Глава Российского союза промышленников Александр Шохин уже заявил, что многие компании находятся в "преддефолтной ситуации".

"Газпром", который утратил европейский рынок, зафиксировал убыток $12,9 млрд в прошлом году. Резервы компании сократились с $27 млрд в начале 2022-го до $6-8 млрд, долг вырос более чем на $20 млрд. "Роснефть" показала падение прибыли на 70% – до $3,6 млрд за девять месяцев года. По оценкам экспертов, от 1,6 до 2,8 млн баррелей российской нефти ежедневно остаются без покупателей.

Экономический кризис затрагивает население: расходы на одежду упали на 8,7%, на бытовые товары – на 8,8%. Невыплаченные зарплаты утроились за год, превысив $27 млн, в трудовую инспекцию поступило более 26 тысяч жалоб. Рабочие десятков предприятий, от медного завода в Нижнем Тагиле до строительства ядерного реактора в Ульяновске, бастуют из-за месяцев задержек зарплат. В Кузбассе 18 из 151 угольной компании прекратили работу, еще 30 – на грани закрытия.

Российская нефть
Российская нефть

Бывшая советница Центробанка РФ Александра Прокопенко сравнила российскую экономику с автомобилем на холостом ходу с перегретым двигателем: "Машина не движется, но чем дольше стоит, тем больше разрушается под капотом". Янис Клюге из Немецкого института международных отношений подчеркнул: "Россия потеряла все позитивные факторы – высокие цены на сырье, бум расходов – и сейчас в худшей ситуации с начала войны".

Несмотря на это, источники WP среди российской элиты не ожидают социальных волнений. "Рост экономических проблем не приведет к политическим проблемам. Но следующий год будет первым действительно сложным годом", – заявил ученый, близкий к российским дипломатам. Президент Франции Эммануэль Макрон после встречи с лидерами Германии и Британии призвал продолжать санкционное давление: "Мы должны поддерживать усилия".

Также напомним, почему Путин продолжает верить в победные рапорты генералов.