Страны Персидского залива обладают ресурсами, которые нужны Трампу для расширения возможностей США в сфере искусственного интеллекта, но нет гарантий, что Ближний Восток останется лояльным к его делу, пишет Гидеон Лихтфилд, бывший главный редактор журнала Wired и MIT Technology Review в статье для Bloomberg.

На этой неделе, незадолго до того, как должно было вступить в силу "правило диффузии ИИ", введенное в последние дни президентства Джо Байдена, администрация Трампа отменила его. Во время своего ближневосточного турне Трамп заключил несколько крупных сделок для компаний, таких как Nvidia и AMD, на продажу чипов Объединенным Арабским Эмиратам и Саудовской Аравии, которые имеют большие амбиции стать центрами ИИ, но были ограничены правилом диффузии.

"Правило диффузии ИИ" ограничивало продажу самых современных чипов искусственного интеллекта большинству стран, оставляя возможность для переговоров об исключениях. Но теперь, как и можно было ожидать от Трампа, правила отброшены, и на первый план вышла дипломатия сделок.

По словам Лихтфилда, люди в окружении Трампа разделились по этому вопросу. Советник Белого дома по вопросам ИИ Дэвид Сакс утверждает, что если страны Персидского залива не смогут получить достаточное количество чипов с Запада, они обратятся к китайским поставщикам, чьи процессоры догоняют западные. Более "ястребиные" представители служб национальной безопасности опасаются, что (а) эти чипы могут попасть в Китай и Россию, которые все еще имеют крепкие связи со странами Залива, и (б) что правило диффузии давало США полезный козырь на переговорах.

Есть несколько аргументов в пользу подхода Трампа. Разрыв между производительностью американских и китайских чипов сокращается, контролировать распространение чипов сложно, а китайская компания DeepSeek показала, что можно создать мощный ИИ даже без лучших в мире чипов.

Кроме того, США установили менее чем одну десятую новых генерирующих мощностей по сравнению с Китаем в прошлом году, согласно данным исследовательской фирмы Ember. Страна уже борется с удовлетворением жажды своих дата-центров до электроэнергии. Перенос их в Персидский залив с его богатыми источниками энергии — как солнечной, так и ископаемой — является способом для американских компаний избежать этого узкого места.

Однако существуют и риски. Если администрация Трампа перейдет к подходу "страна за страной, сделка за сделкой" по продаже чипов, "она увязнет в десятках переговоров и тысячах лицензионных решений, которыми не сможет управлять из-за нехватки бюрократического потенциала", — пишут Аласдер Филлипс-Робинс и Сэм Винтер-Леви из Фонда Карнеги за международный мир.

Также непонятно, привяжет ли это Саудовскую Аравию и ОАЭ к американским технологиям. Что помешает им предложить подобные сделки Китаю, превратив себя в центры ИИ для всего мира?

Открытие продаж чипов происходит в то время, когда собственная индустрия ИИ Америки находится в нестабильном состоянии. Несмотря на огромные инвестиции в инфраструктуру ИИ, обещанные Трампом, преимущества масштаба становятся менее очевидными, а иммиграционная политика Трампа отталкивает иностранные таланты. Некоторые исследователи и студенты в области ИИ, которые могли бы приехать в США, теперь могут увидеть возможности в странах Залива.

"Если бы Трамп серьезно относился к сохранению США как сверхдержавы в области ИИ, он бы облегчил дальнейшее развитие ИИ в США", — подытоживает Лихтфилд, но вместо этого президент использует офшоринг ИИ как простое решение. "Производители чипов будут рады росту продаж, а Трамп будет наслаждаться тем, что делает ближневосточных правителей более зависимыми от него. Но геополитические союзы — вещь непостоянная. Долгосрочной ценой этих сделок может стать ослабление первенства Америки в ИИ".