Издание The Economist опубликовало аналитический материал о том, почему китайские власти убеждены в своей возможной победе в торговой войне с администрацией Дональда Трампа, несмотря на стремительную эскалацию конфликта и введение беспрецедентных тарифов с обеих сторон.

8 апреля 2025 года китайские чиновники пообещали "бороться до конца" после того, как Трамп объявил о повышении тарифов на китайские товары до 104% с 9 апреля. Это произошло в ответ на обещание Китая ввести 34% пошлину на американский импорт, что довело бы общую ставку до 70%.

В Пекине считают, что имеют значительные рычаги влияния на США. Среди них – контроль над прекурсорами фентанила, возможность помочь в решении российско-украинской войны, а также уязвимость таких американских компаний как Tesla, которая получает около пятой части своей прибыли с китайского рынка. Дополнительным инструментом давления является популярное среди американской молодежи приложение TikTok, принадлежащее китайским владельцам.

Китайские чиновники также убеждены, что американская экономика не сможет выдержать инфляцию и экономическое недовольство, вызванные тарифами Трампа. Они рассчитывают не столько на длительную борьбу, сколько на то, что США будут вынуждены сесть за стол переговоров, как только потребительские цены начнут расти или занятость снижаться.

Для противодействия экономическим последствиям торговой войны Китай готовит ряд мер. Ли Цян, заместитель Си Цзиньпина, заявил в марте, что страна готовится к "большим, чем ожидалось, внешним шокам" и готова внедрять политику для обеспечения экономической стабильности. Государственная газета "Жэньминь жибао" сообщила, что снижение процентных ставок и норм банковских резервов может произойти в любой момент. Также Китай может снизить тарифы для остального мира, одновременно увеличивая экспортные субсидии.

Китайские власти уже приняли первые меры для поддержки экономики. 7-8 апреля государственные компании вышли на рынок для покупки акций, благодаря чему индекс CSI 300 Шанхайской фондовой биржи вырос на 1,7%. Однако экономисты опасаются, что стимулы для реальной экономики будут поступать медленнее, а меры будут фрагментарными и реактивными, появляясь только после резкого замедления.

The Economist также раскрывает потенциальные ответные меры, которые рассматривает Китай. Среди них – прекращение всего сотрудничества с США по фентанилу, запрет импорта американской птицы и других сельскохозяйственных продуктов, таких как соя и сорго, которые преимущественно поступают из республиканских штатов. Пекин также может ограничить деятельность американских консалтинговых и юридических фирм, а также проверить право интеллектуальной собственности, принадлежащее американским компаниям, на предмет монополии и сверхприбылей.

Интересно, что китайские эксперты даже рассматривают возможность ограничения импорта американских фильмов или полного их запрета, ссылаясь на успех собственного анимационного фильма "Ne Zha 2" и плохие показатели американского фильма "Белоснежка" в США.

Если торговая война продолжит эскалацию, Си Цзиньпину придется столкнуться с реальностью полного экономического разъединения с Америкой, которое ранее Китай отвергал, рассматривая его лишь как способ Запада наказать КНР.